Тосол и антифриз: в чём разница?

Автомобильную систему охлаждения следует заполнять специальными составами, а не простой водой. Использование специальных жидкостей для охлаждения двигателя имеет ряд преимуществ перед использованием воды для этих целей.
Тосол и антифриз

Как сделать правильный выбор между различными видами жидкостей, циркулирующими в автомобиле, — это будет центральной темой рассуждения в статье.

Тосол

Слово «тосол» в настоящее время стало нарицательным, хотя так называется охлаждающая двигатель жидкость, разработанная еще в СССР. Не кристаллизоваться в холодную погоду тосолу помогает этиленгликоль, входящий в состав рассматриваемого антифриза.

По сути, тосол – это смесь воды и этиленгликоля с добавлением специальных присадок.

Чтобы понять, при какой температуре внешней среды замерзнет тосол, необходимо взглянуть на упаковку и найти одну из двух цифр:

  • 40;
  • 65.

Существует также марка ОЖ-К, которая представляет собой разбавляемый концентрат. В Европе разбавляемый концентрат – наиболее часто используемый продукт для охлаждения двигателя.

ТОСОЛ специально подкрашен, чтобы, во-первых, его подтеки можно было отличить от утечки других жидкостей, предназначенных для эксплуатации автомобиля, во-вторых, для отслеживания уровня этой охлаждающей жидкости в бачке-расширителе. Состав можно было бы не подкрашивать, поскольку это не влияет на его функции.

Изменение цвета тосола говорит о его старении потере эксплуатационных свойств.

Сладковатый запах тосолу обеспечивает моноэтиленгликоль – жидкость, закипающая при температуре 197 оС, но особые свойства он обретает, лишь если в его составе будут еще порядка 10 различных присадок.

[box type=»download»] До появления тосола радиаторы охлаждения советских автомобилей заполняли водой, разбавляя ее этиленгликолем перед наступлением морозов. Владельцы автомобилей с чугунными двигателями избавились от образования ржавчины внутри движущих агрегатов благодаря использованию такой охлаждающей смеси. С выпуском автомобилей марки ВАЗ и был разработан соответствующий типу двигателей этих автомобилей вид охлаждающего состава – ТОСОЛ.[/box]

Антифриз

Обыватели в нашей стране называют антифризом высококачественные зарубежные жидкости для охлаждения двигателя. ТОСОЛ, по их мнению, — не самого высокого качества отечественная продукция.

К сведению, «антифриз» (antifreeze) в переводе с английского означает «против мороза». Собственно, обе эти охлаждающие жидкости устойчивы к морозу.

Следует уточнить, что все охлаждающие жидкости являются антифризами, но не все из них – ТОСОЛом.

ТОСОЛ – это соответствующая определенному ГОСТу или ТУ жидкость. Если по каким-то параметрам описываемая жидкость не подпадает ни под одно из технических условий для ТОСОЛа, то это антифриз в общем смысле.

Однако, в силу определенных обстоятельств, в нашей стране термины «тосол» и «антифриз» стали синонимами, соответственно, плохой и хорошей охлаждающей жидкости.

Отличия в составе

Разница тосола и антифризаВ чем же разница? Если ТОСОЛ – это жидкость для охлаждения двигателя с определенным процентом содержания этиленгликоля и воды, то антифриз имеет более широкое толкование и классификацию, а именно:

  • карбоксилатные;
  • гибридные;
  • традиционные.

Первые способны образовать защитную пленку именно в местах появления коррозии, надежно этим защищая металлы всех соприкасающихся с охлаждающей жидкостью систем автомобиля.

Такие антифризы содержат в себе ингибиторы коррозии и способны прослужить своей цели около пяти лет. Цвет – красный.

Гибридные антифризы могут содержать органические и неорганические ингибиторы коррозии (фосфаты и силикаты).

Служат такие жидкости меньше, чем карбоксилатные: примерно три года. Цвета таких антифризов зависят от усмотрения производителя.

В традиционных незамерзающих жидкостях для противодействия коррозии металла используются только неорганические вещества.

Срок службы традиционных антифризов невысок, как и температура, при которой они теряют большинство своих эксплуатационных свойств. Поэтому такие жидкости на сегодняшний день почти не используются.

Кроме того, жидкости с неорганическим составом ухудшают теплообмен, покрывая сразу все стенки трубок охлаждающей системы, снижая тем самым собственную способность к охлаждению двигателя. Цвет – зеленый или синий.

Новинкой на мировом рынке охлаждающих жидкостей с 2008 года являются лобридные антифризы или «SOAT coolants». Для борьбы с коррозией в них предусмотрено сочетание минеральных и органических ингибиторов.

Таким образом, понятие «антифриз» гораздо шире понятия «тосол», хотя оба они стали нарицательными в нашей стране, и их часто путают между собой.

Как отличить тосол от антифриза – разбираемся в химии

Чем же отличается антифриз от тосола?

Антифриз – это общепринятое название жидкостей для охлаждения двигателей.

Тосол – это незамерзающая жидкость российского производства.

Слово «ТОСОЛ» — это аббревиатура от названия отдела Государственного НИИ органической химии и технологии («Технология органического синтеза»), где этот антифриз был разработан.

Окончание «ол» в химии означает, что вещество принадлежит к группе спиртов. В его основе – двухатомный спирт CH2OH (этиленгликоль). Всё остальное можно считать прочим антифризом.

Химический состав антифризов описан немного выше.

Если с химическим составом ТОСОЛа всё более или менее понятно, то над остальными антифризами происходят постоянные испытания, ограничения и исследования.

[box type=»download»] Различные стандартизирующие организации (одна из наиболее авторитетных – Французская ассоциация стандартизации или AFNOR), институты и компании-производители автомобилей разрабатывают свои стандарты качества для антифризов, усложняя их номенклатуру и вводя в оборот вещества с различными рабочими характеристиками.[/box]

Во многом это определено существованием различных типов двигателей для разного рода выполняемой ими работы, и, порой в своеобразных условиях: на производстве, в условиях экстремального холода или жары, на протяжении продолжительного периода при максимальной мощности или оборотах.

От условий эксплуатации двигателя к нему применим тот или иной тип антифриза. Чем жестче эти условия и чем сильнее хозяин автомобильной техники заботится о ее двигателе, тем более проверенную и подходящую марку антифриза он подбирает.

Замена тосола на антифриз – как это правильно сделать?

Отличия тосола от антифризаС течением времени свойства охлаждающей жидкости ухудшаются: уменьшается плотность, теряются антикоррозионные свойства, жидкость становится вязкой при более высоких температурах окружающей среды, чем это указано на упаковке.

Процесс износа жидкости ускоряется в случае попадания в нее примесей (воздуха, выхлопных газов) или от постоянной работы двигателя в экстремальных условиях.

Фактически прошедший с момента последней замены охлаждающей жидкости срок также серьезным образом сказывается на стабильности любого антифриза.

Со временем снижается концентрация присадок, расходуемых в основном на борьбу с коррозией. Нельзя эксплуатировать состарившуюся или ускоренными темпами разрушающуюся жидкость. Пора ее менять, если срок ее эксплуатации истек, или с самой жидкостью происходят неблагоприятные процессы.

Менять ТОСОЛ на антифриз, как и в случае с другими жидкостями нужно, соблюдая следующие правила:

  • поскольку после слива любой жидкости в системе охлаждения всё равно остается около 10% всего ее объема, то стоит промыть систему дистиллированной или другой подготовленной водой для удаления этих остатков;
  • если для чистки использовались определенные химические вещества (муравьиная, щавелевая или соляная кислота, например), то необходимо будет удалить их остатки из системы тоже;
  • если после промывки признаки ржавления системы охлаждения еще остались, то стоит попробовать другие вещества для промывки или вовсе сменить радиатор – отопителя или основной;
  • новый антифриз стоит заливать только после правильно проведенной промывки, и убедившись в целостности всей системы, ведь вместе с антифризом мог быть вымыт герметик или накипь, которые закрывали прохудившиеся участки.

Как заменять тосол на антифриз – порядок действий

Если по тем или иным причинам принято решение о самостоятельной смене охлаждающей жидкости, то нужно обязательно выдержать определенную последовательность действий:

  • поставьте автомобиль на такой поверхности, которой будут не страшны последствия стекания довольно агрессивной в химическом смысле жидкости со всей системы охлаждения;
  • для начала открывается кран радиатора отопительной печки, чтобы в ней или в подходящих к ней шлангах не осталось жидкости;
  • для ускорения слива тосола нужно снять крышку бачка-расширителя;
  • открутить резьбовые пробки на радиаторе и блоке цилиндров (если двигатель еще не остыл, то делать это нужно осторожно, дабы не обжечься) или снять шланг, подходящий снизу к радиатору;
  • навернуть пробки сливных отверстий или надеть шланг обратно;
  • тонкой струйкой влить в систему промывающую жидкость, прокачивая при этом шланг, идущий к радиатору от двигателя, для устранения воздушных заторов в системе;
  • запустить мотор и прогреть до штатной температуры, если в бачок-расширитель или горловину главного радиатора не поступают пузырьки воздуха; дать двигателю покрутить на холостых оборотах около получаса, чтобы жидкость находилась по всей системе достаточно долго для удаления всех мешающих теплообмену налетов;
  • затем следует заглушить двигатель, промыть систему водой и наполнить ее новым антифризом, повторяя прокачку системы при помощи шланга и наблюдая за возможным появлением пузырьков в расширительном бачке.

Можно ли смешивать или разбавлять охлаждающие жидкости?

Аналогичным выглядит вопрос о смешивании и разбавлении моторных масел. Широкие эксперименты на эту тему неизвестны. Есть лишь информация о смешивании конкретных эксплуатационных жидкостей, поскольку именно с ними чаще всего допускается такая ошибка.

В лучшем случае итоговая смесь дает осадок в системе охлаждения. Никаких серьезных последствий, конечно, не выявлено. Однако, не стоит играть с огнем, рискуя повредить сердце автомобиля – его двигатель.

[box type=»download»] Разбавлять охлаждающую жидкость неподготовленной водой – значит ухудшать свойства, которыми антифриз обладает изначально. Смесь антифриза с водой дает максимальный осадок и накипь, ухудшая теплоотдачу системы охлаждения. [/box]

Итак, можно выделить ключевые моменты сравнения антифриза и тосола:

  1. Антифриз и тосол по сути – одно и то же.
  2. Цвет охлаждающей жидкости ничего не означает для ее эксплуатационных свойств.
  3. Называть антифризом только жидкости от зарубежных производителей и считать, что это только исключительно концентрат – правильно.
  4. Тосол – не обязательно плохого качества охлаждающая жидкость. Всё зависит от совести производителя.
  5. Ресурс охлаждающей жидкости зависит от ее конкретной марки и химического состава. По общему правилу замену антифриза производят один раз в два года или через каждые 60 000 км. пробега. Начинающую «стареть» жидкость лучше слить из системы охлаждения и заменить ее новой.
  6. Необходимо соблюдать определенные правила при замене, смешивании или разбавлении антифриза.
Оставить комментарий

очиститьОтправить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности