Как работает автомат (АКПП)?

В последнее время все больше автомобилистов выбирают машины с АКПП, которые со временем постепенно вытесняют автомобили с механической коробкой передач. Причины кроются в том, что автомобилем с АКПП проще управлять, особенно новичкам, ведь вождение таким автомобилем не связано с переключением скоростей.

Коробка автомат

Но, к сожалению, коробка автомат может периодически ломаться, перестать работать, а ремонт коробки достаточно дорого стоит. Поэтому важно как начинающим, так и опытным водителям знать, какой принцип заложен в работу АКПП, чтобы избежать возможных проблем с ее ремонтом.

Для чего автомобилю нужна коробка?

Любой технический элемент автомобиля работает лучше всего в заданном диапазоне условий. Это правило касается также и двигателя автомобиля.

Как известно, условия работы двигателя могут изменяться в широком диапазоне скоростей – от 20 до 140 км/ч, иногда и до 160, при любой из которых автомобиль должен уверенно двигаться благодаря работе мотора.

Крутящий момент от двигателя переходит на колеса посредством целого ряда механизмов, одним из которых является коробка передач.

Коробка призвана менять величину крутящего момента, играя тем самым важную роль в обеспечении уверенной езды автомобиля при любых внешних условиях.

Если на автомобиле установлена механическая коробка, то изменять крутящий момент приходится водителю самостоятельно посредством переключения скоростей, для чего нужно выжать сцепление, переключить рычаг, отжать сцепление. В автомобилях, на которых установлена АКПП, этот процесс происходит автоматически без участия водителя.

Как работает автоматическая коробка, плюсы и минусы

Как работает автомат АКПППри управлении автомобилем с АКПП нет необходимости постоянно переключать скорости при помощи сцепления, вот почему педаль сцепления отсутствует. Это способствует повышению внимания водителя и лучшей концентрации водителя на процессе контроля над дорогой.

Автоматическая коробка, условно говоря, заменяет два элемента автомобиля – сцепление и коробку передач.

Помимо того, что автоматическая коробка освобождает водителя от необходимости самостоятельно переключать передачи, она имеет и ряд других преимуществ:

  1. Возможность езды машины в заданном водителем режиме. Чаще всего режимы могут быть следующими: режим «спорт» — самый динамичный, при котором мотор работает на полной мощности и происходит быстрый разгон; режим «Кайк-Даун» позволяет перевести двигатель на сниженную передачу (этот режим обычно используется перед совершением обгона); «овердрайв» — режим перехода на повышенную передачу, позволяющий значительно снизить расход топлива, применяющийся на скоростных трассах; «норм» — режим, применяющийся чаще всего; «зимний» — режим, который направлен на предотвращение буксования при трогании.
  2. Возможность изменения передач в ручном режиме.

Недостатки АКПП:

  1. Автомобили с АКПП расходуют больше бензина, чем аналогичные автомобили с механической коробкой.
  2. АКПП требует к себе повышенного внимания со стороны водителя, т.к. более склонна к поломкам, чем МКПП.
  3. Стоимость ТО АКПП гораздо выше, чем ремонт МКПП.
  4. Задержка в переключении передач. Автоматические коробки переключают передачи с небольшой задержкой, хоть и минимальной. Опытные водители отмечают, что автомобили на МКПП разгоняются быстрее, чем на АКПП, что вызвано именно небольшой задержкой в переключении передач.

Гидравлическая система, регуляторы и насосы в автоматической коробке

Гидравлическая система в АКПП представляет собой сложное соединение каналов, предназначенных для масла, которые играют ряд значительных функций.

Ниже приведем некоторые особенности АКПП:

  • Если выбран режим «Драйв», то АКПП автоматически включает ту передачу, которая необходима в данных условиях в зависимости от уровня нажатия педали газа.
  • Если ускорение автомобиля происходит плавно, то все изменения происходят на низких передачах. Если же ускорение происходит на полном газу, то изменения будут происходить на высоких скоростях.
  • Если нажатие педали газа уменьшается, то АКПП переключает передачу на более низкую.
  • Если при переводе рычага на низкую передачу машина будет ехать слишком быстро, то коробка переключит ее только при достаточном для этого снижении скорости.
  • Если рычаг коробки установлен на второй передаче, то АКПП не будет автоматически переключать скорости даже при аварийной остановке до момента переключения рычага.

Гидравлическая система является своеобразным мозговым центром АКПП. Она включает большое количество каналов. Все проходы сформовываются в металлах и являются эффективными элементами маршрутизации.

Шестеренчатый насос и его предназначение

Этот насос располагается в верхней части коробки передач (в крышке) и обеспечивает передвижение жидкости из нижней части КПП в гидравлическую систему.

Также насос служит для питания гидротрансформатора.

Регулятор

Это клапан, который дает указание системе о том, в какой режиме будет ускоряться автомобиль. Иначе говоря, чем быстрее движение, тем быстрее масла регулятор подаст в систему.

Регулятор имеет в своем строении клапан на пружинах, который открывается при увеличении скорости движения регулятора и таким образом регулируется количество подаваемого масла.

Электронная система АКПП

Как работает АКППСовременные электронные системы, использующиеся в новых автомобилях, до сих пор содержат гидравлическую систему для того, чтобы приводить в действие сцепление и прочие механизмы. Но контуры гидравлики управляются электрикой.

Это позволяет использовать более современные системы управления.

В предыдущем пункте рассматривались стратегии работы, обеспечиваемой механическими импульсами, а коробка на электронном управлении имеет усложненные схемы.

Помимо того, что контроллер здесь осуществляет мониторинг скорости автомобиля, он также реагирует на число оборотов двигателя

. На автомобилях с электронной системой коробки передач можно осуществлять следующие действия:

  • Снижать скорость в автоматическом режиме при езде вниз с горки, что позволяет контролировать скорость и снижать нагрузку на тормозные диски.
  • Повышать скорости во время торможения на скользкой дороге, что увеличивает крутящий момент.
  • Наложить запрет на переключение на более высокую передачу, если машина осуществляет поворот или едет по извивающейся дороге.

Виды автоматических коробок и принципы их работы

Задача по автоматизации переключения скоростей подразумевает несколько решений, вот почему в настоящее время для производства АКПП используют:

  • Гидротрансформаторы.
  • Вариаторы.
  • КПП – роботы.

Ниже рассмотрим все три типа АКПП.

Гидротрансформаторные АКПП

АКПП подобного типа представляет собой комбинацию КПП и гидротрансформатора, который в данном случае выполняет функции сцепления, а переключает передачи электронный механизм.

Это классический вариант АКПП, который использовался с самого начала производства автомобилей с автоматической коробкой.

Гидротрансформатор состоит из нескольких колесиков – насосного (оно связано с мотором), турбинного (закреплено валу) и реакторного (располагается между двумя предыдущими колесами).

Колеса расположены на малом расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполняется маслом.

В результате воздействия крутящего момента масло перекачивается от одного колеса к другому, благодаря чему поток отходит к краям.

Под действием этого потока начинает раскручиваться турбинное колесико, и крутящий момент переходит от первичного вала на гидротрансформаторный вал, который соединен с КПП. Далее поток масла идет к центру гидротрансформатора и возвращается к насосному колесу, при этом раскручивая реакторное колесо.

В данном случае передачи переключаются благодаря электронике  без помощи водителя.

Вариаторные АКПП

Такой тип КПП основан на изменении параметров шкивов, которые изменяют диаметр при различных угловых скоростях.

Эти два вала связаны между собой ремнем. Изменение соотношения их диаметров влечет изменение момента при непрерывной связи.

Таким образом, происходит плавная передача момента без ступеней.

Достоинством данной КПП является плавность работы.

Роботизированные АКПП

Это, по сути, механическая коробка, но операции по переключению передач выполняет не водитель, а робот.

Коробки такого типа управляются электронно. Датчики дают сигналы о моменте переключения скоростей устройствам, которые эту операцию осуществляют.

Каждый вид АКПП имеет свои достоинства и недостатки, но основным их преимуществом является отсутствие необходимости переключать скорости в ручном режиме.

Особенности управления автомобилем с АКПП

При правильном управлении автомобилем с автоматической коробкой важно придерживаться нескольких правил:

  • Трогание с места и изменение направления езды на противоположное должно происходить только при нажатии тормоза.
  • Начало движения можно осуществлять только после характерного толчка, который говорит о том, что передача включена.
  • Не стоит слишком часто использовать нейтральный режим. При недолгих остановках, езде с горы рекомендуется не переключать АКПП на нейтраль.

При буксовании автомобиля нельзя давать больше газа. Это может быть губительным для АКПП.

Зачем нужен машине с АКПП ручной тормоз?

Стояночный тормоз необходим для фиксации машины в неподвижном состоянии во время стоянок, но в случае, если машина на АКПП, эта функция на первый взгляд оказывается ненужной.

Все современные машины с АКПП оснащены режимом «парковка», который и фиксирует автомобиль.

Однако стоит отметить, что такой режим хорошо только при оставлении автомобиля на ровной поверхности. В случаях же, когда машина припаркована на дороге с уклоном, необходимо устанавливать ручной тормоз, иначе возможны случаи самопроизвольного начала движения авто.

Бесплатная консультация юриста

Оставить комментарий

очиститьОтправить

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности