Класс Бонуса-Малуса, что это такое и как его проверить?

Всем автовладельцам известно, что сегодня страхование является обязательным. Причем в отличие от прошлых законов и правил страхуется сейчас не автомобиль, а именно ответственность водителя перед другими участниками дорожно-транспортного происшествия.Класс Бонуса-МалусаПоэтому страховые компании для статистики с целью учета навыков вождения каждого водителя в стране ввели коэффициент бонуса-малуса, который определяет насколько аккуратен водитель.

Класс бонуса-малуса — это индикатор каждого водителя для определения его компетенции. То есть чем больше аварий произойдет за год у водителя по его вине, тем ниже и будет класс.

Такая система, в свою очередь, хороша еще и тем что она стимулирует всех водителей ездить более аккуратней. Ведь при безаварийной езде каждый год скидка за страховку увеличивается на 5%.

При этом если автовладелец проездил 10 лет и не был виновником ДТП, то ему полагается скидка в 50% за безаварийную езду. Однако при аварии по вине страхователя скидка либо теряется, либо становится меньше в зависимости от класса бонуса-малуса. Всего существует 15 видов класса бонуса-малуса.

Как опередить класс Бонуса — Малуса?

Для того чтобы определить класс Бонуса-Малуса необходима таблица РСА, именно по ней и вычисляется КБМ. Такую таблицу можно найти в интернете и рассчитать, пользуясь онлайн калькулятором.. Чтобы вычислить свой класс необходимо знать количества аварий по своей вине и прошлый класс КБМ.

Приведем пример: 

Предположим, что некий Игорь Афанасьев, хочет узнать свой класс КБМ с помощью таблицы. Он знает, что его водительский стаж равен 6 годам, при этом за все время он ни разу не попадал в аварию по своей вине. Начнем отсчет с 3 класса, ведь именно его присваивают водителю при первом страховании, чей стаж еще не накопился. В соответствии с чем, получаем, что ему присвоен 8-й класс.

Теперь смоделируем другую ситуацию, к примеру, Игорь Афанасьев на 3ем году попал в аварию, а на 5 году по своей вине целых 2 раза совершил столкновение. Итак, после первой аварии класс бонуса-мануса упал до 3, а после 2х аварий 6 год страхования был с наценкой, а класс стал 2. Соответственно на 7 ой год страхования класс будет соответствовать снова 3.

Однако, не всегда можно отследить свой класс КБМ, тем более что не каждому хочется разбираться в страховых расчётах. Именно для этого, на сайте Российского союза автострахования можно ввести свои данные и получить свой КБМ.

Как это работает?

  1. Заходим на сайт РСА.
  2. Вводим свое имя, фамилию, отчество и номер водительского удостоверения.
  3. Система выдает класс КБМ.
История, КБМ начинается с 2003 года. До 2008 года, класс бонуса-малуса был привязан не только к водителю, но и к автомобилю. То есть после того, как автовладелец менял свое ТС его скидка и класс бонуса-малуса терялся. Однако, после нововведений в законодательную базу класс относится только к автострахователю.

Что такое класс КБМ и что он дает?

Итак, класс КБМ — это индикатор каждого автовладельца, который прежде всего влияет на стоимость полиса ОСАГО, а также  классифицирует водителей по квалификации вождения. В зависимости от количества аварий коэффициент может повышаться или уменьшаться.

Другими словами, если автострахователь попал в ДТП по своей вине, то на следующий срок страхования стоимость полюса будет выше. Однако не всегда. Бывают случая, когда пострадавший в ДТП не обращается в страхового виновника за денежной компенсации, тогда класс и коэффициент сохраняется.

Теперь поговорим обо всех преимуществах КБМ:

  1. Прежде всего, это, конечно, скидка на страховку, которые увеличиваются за каждый безаварийный год на 5%. Но исходя из вышесказанного, здесь может быть и обратная сторона медали, ведь при ДТП, стоимость страховки может увеличиться в несколько раз.
  2. Стимулирование автовладельца к аккуратной езде без нарушения правил дорожного движения.

При неограниченной страховке КБМ также учитывается, тогда за основу берется коэффициент владельца авто. В случае оформления полиса ОСАГО сразу на несколько страхователей, то берется больший коэффициент и меньший класс соответственно.

При таких условиях в некоторых случаях, это может сыграть на руку автострахователям, а в некоторых, наоборот, увеличить стоимость страховки.

Правила Бонуса-Малуса

Что такое класс Бонуса-МалусаКак его проверить? Несмотря на всевозможные законодательные акты и прочие правила, до 2012 года на рынке автострахования царил полный коллапс. Все дело в том, что до 2012 года не была ни одной базы данных, где хранилась бы информация о страховании каждого владельца.

Такими прорехами пользовались, как автовладельцы, так и сами страховые компании.

Так, виновники дорожно-транспортного происшествия, понимая, что за следующий страховой срок стоимость полиса возрастет, в соответствии с этим, они просто обращались в другую страховую компанию, где уверяли, что аварий за последний год по его вине не было.

А страховые компании, чтобы увеличить поток клиентов выставляли скидки на полис ОСАГО сразу в 20, а то и в 40%.

В 2013 году проблема была решена, была создана единая база данных всех автовладельцев, которая храниться  и представлена на сайте РСА. С этого момента, при оформлении очередного полюса ОСАГО каждая страховая компания обязана предоставлять всю информацию в РСА.

Подача данных производится в течение 2х недель после того, как:

  1. Срок действия полиса ОСАГО истек.
  2. Автовладелец оформил новый полюс ОСАГО.
  3. В полюсе были изменены данные.

Доступ к базе данных РСА есть абсолютно у каждого, в том числе и у страхователя.

Теперь при оформлении полиса, страховая компания обязана продавать страховку в соответствии с классом КБМ водителя.

Порядок применения коэффициента

Коэффициент БМ применяется в соответствии со следующими правилами:

  1. При первом страховании автовладелец получает 3-й класс КБМ.
  2. Если автовладелец попал в ДТП по своей вине — КБМ увеличится. В случае если аварий было больше, то с каждой из них КБМ становится больше, а, класс меньше. Если автовладелец за год совершил 4 и более аварии по своей вине, то его класс в независимости от прошлых заслуг уменьшается до мануса.
  3. При оформлении страхового полиса сразу на несколько лиц, учитывается история безаварийности каждого. А за основу берется меньший класс.
  4. При оформлении полюса на неограниченное количество лиц, то есть при открытой страховке, за основу берется класс автовладельца.

Пример расчета КБМ

В качестве примера для расчёта КБМ смоделируем 3 ситуации:

  1. Павел Михайлов, имеет стаж вождения 16 лет, причем по его вине была совершена авария на 4 году вождения и 2 аварии на 7 году.
  2. Семья Игорь, Олеся и сын Евгений Мартыновы оформляют страховой полис на одну машину.
  3. Компания «Ретранс» оформляет полис ОСАГО на корпоративный автомобиль.

Начнем с первого примера с Павлом Михайловичем.

Нам известно, что изначально автострахователям присваивается 3-й класс. Соответственно на 4 году страхования его класс был равен 6. Однако, по его вине была совершена авария соответственно его класс стал равен 4. Затем на 7 году страхования он совершил целых 2 аварии, а его класс уменьшился до 2 ого. Соответственно его класс на 17 страховой год будет равняться 11.

Во втором случае следует разобраться с историей страхования каждого из водителей.

Итак, начнем с Игоря Мартынова, который имеет стаж вождения 15 лет безаварийного вождения, соответственно его класс ОСАГО равен 13, самому высокому из возможных. Олеся Мартынова 8 лет за рулем, и в ее практике было всего 4 аварии первые 2 на 3 году вождения и еще 2 на 5 и 7 соответственно.

А, значит, после первых 2-х аварий ее класс снизился до 1 класса. Затем после 3 ий аварий класс стал равняться снова 1. И после последней, 4 аварии ее класс снова стал равняться 1. Соответственно на новый 9 страховой год ее класс равен 2-му. И, наконец, сын Евгений, его стаж равен всего 4-м безаварийным годам вождения.

Последний пример связан с оформлением полюса ОСАГО для юридического лица.

Как, правило, все компании оформляют открытую страховку для удобства использования. В этом случае, КБМ считается по владельцу ТС. Соответственно владелицам ТС, является генеральный директор компании «Ретранс» Анастасия Орлова. Ее стаж вождения равен 3 годам, из которых была 1 страховая выплата на 2 году вождения, соответственно на сегодняшний день ее КБМ равен 1 с 3 м классом.

Бесплатная консультация юриста


Оставить комментарий

очиститьОтправить

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности