Тосол и антифриз: в чём разница?

Автомобильную систему охлаждения следует заполнять специальными составами, а не простой водой. Использование специальных жидкостей для охлаждения двигателя имеет ряд преимуществ перед использованием воды для этих целей.
Тосол и антифриз

Как сделать правильный выбор между различными видами жидкостей, циркулирующими в автомобиле, — это будет центральной темой рассуждения в статье.

Тосол

Слово «тосол» в настоящее время стало нарицательным, хотя так называется охлаждающая двигатель жидкость, разработанная еще в СССР. Не кристаллизоваться в холодную погоду тосолу помогает этиленгликоль, входящий в состав рассматриваемого антифриза.

По сути, тосол – это смесь воды и этиленгликоля с добавлением специальных присадок.

Чтобы понять, при какой температуре внешней среды замерзнет тосол, необходимо взглянуть на упаковку и найти одну из двух цифр:

  • 40;
  • 65.

Существует также марка ОЖ-К, которая представляет собой разбавляемый концентрат. В Европе разбавляемый концентрат – наиболее часто используемый продукт для охлаждения двигателя.

ТОСОЛ специально подкрашен, чтобы, во-первых, его подтеки можно было отличить от утечки других жидкостей, предназначенных для эксплуатации автомобиля, во-вторых, для отслеживания уровня этой охлаждающей жидкости в бачке-расширителе. Состав можно было бы не подкрашивать, поскольку это не влияет на его функции.

Изменение цвета тосола говорит о его старении потере эксплуатационных свойств.

Сладковатый запах тосолу обеспечивает моноэтиленгликоль – жидкость, закипающая при температуре 197 оС, но особые свойства он обретает, лишь если в его составе будут еще порядка 10 различных присадок.

До появления тосола радиаторы охлаждения советских автомобилей заполняли водой, разбавляя ее этиленгликолем перед наступлением морозов. Владельцы автомобилей с чугунными двигателями избавились от образования ржавчины внутри движущих агрегатов благодаря использованию такой охлаждающей смеси. С выпуском автомобилей марки ВАЗ и был разработан соответствующий типу двигателей этих автомобилей вид охлаждающего состава – ТОСОЛ.

Антифриз

Обыватели в нашей стране называют антифризом высококачественные зарубежные жидкости для охлаждения двигателя. ТОСОЛ, по их мнению, — не самого высокого качества отечественная продукция.

К сведению, «антифриз» (antifreeze) в переводе с английского означает «против мороза». Собственно, обе эти охлаждающие жидкости устойчивы к морозу.

Следует уточнить, что все охлаждающие жидкости являются антифризами, но не все из них – ТОСОЛом.

ТОСОЛ – это соответствующая определенному ГОСТу или ТУ жидкость. Если по каким-то параметрам описываемая жидкость не подпадает ни под одно из технических условий для ТОСОЛа, то это антифриз в общем смысле.

Однако, в силу определенных обстоятельств, в нашей стране термины «тосол» и «антифриз» стали синонимами, соответственно, плохой и хорошей охлаждающей жидкости.

Отличия в составе

Разница тосола и антифризаВ чем же разница? Если ТОСОЛ – это жидкость для охлаждения двигателя с определенным процентом содержания этиленгликоля и воды, то антифриз имеет более широкое толкование и классификацию, а именно:

  • карбоксилатные;
  • гибридные;
  • традиционные.

Первые способны образовать защитную пленку именно в местах появления коррозии, надежно этим защищая металлы всех соприкасающихся с охлаждающей жидкостью систем автомобиля.

Такие антифризы содержат в себе ингибиторы коррозии и способны прослужить своей цели около пяти лет. Цвет – красный.

Гибридные антифризы могут содержать органические и неорганические ингибиторы коррозии (фосфаты и силикаты).

Служат такие жидкости меньше, чем карбоксилатные: примерно три года. Цвета таких антифризов зависят от усмотрения производителя.

В традиционных незамерзающих жидкостях для противодействия коррозии металла используются только неорганические вещества.

Срок службы традиционных антифризов невысок, как и температура, при которой они теряют большинство своих эксплуатационных свойств. Поэтому такие жидкости на сегодняшний день почти не используются.

Кроме того, жидкости с неорганическим составом ухудшают теплообмен, покрывая сразу все стенки трубок охлаждающей системы, снижая тем самым собственную способность к охлаждению двигателя. Цвет – зеленый или синий.

Новинкой на мировом рынке охлаждающих жидкостей с 2008 года являются лобридные антифризы или «SOAT coolants». Для борьбы с коррозией в них предусмотрено сочетание минеральных и органических ингибиторов.

Таким образом, понятие «антифриз» гораздо шире понятия «тосол», хотя оба они стали нарицательными в нашей стране, и их часто путают между собой.

Как отличить тосол от антифриза – разбираемся в химии

Чем же отличается антифриз от тосола?

Антифриз – это общепринятое название жидкостей для охлаждения двигателей.

Тосол – это незамерзающая жидкость российского производства.

Слово «ТОСОЛ» — это аббревиатура от названия отдела Государственного НИИ органической химии и технологии («Технология органического синтеза»), где этот антифриз был разработан.

Окончание «ол» в химии означает, что вещество принадлежит к группе спиртов. В его основе – двухатомный спирт CH2OH (этиленгликоль). Всё остальное можно считать прочим антифризом.

Химический состав антифризов описан немного выше.

Если с химическим составом ТОСОЛа всё более или менее понятно, то над остальными антифризами происходят постоянные испытания, ограничения и исследования.

Различные стандартизирующие организации (одна из наиболее авторитетных – Французская ассоциация стандартизации или AFNOR), институты и компании-производители автомобилей разрабатывают свои стандарты качества для антифризов, усложняя их номенклатуру и вводя в оборот вещества с различными рабочими характеристиками.

Во многом это определено существованием различных типов двигателей для разного рода выполняемой ими работы, и, порой в своеобразных условиях: на производстве, в условиях экстремального холода или жары, на протяжении продолжительного периода при максимальной мощности или оборотах.

От условий эксплуатации двигателя к нему применим тот или иной тип антифриза. Чем жестче эти условия и чем сильнее хозяин автомобильной техники заботится о ее двигателе, тем более проверенную и подходящую марку антифриза он подбирает.

Замена тосола на антифриз – как это правильно сделать?

Отличия тосола от антифризаС течением времени свойства охлаждающей жидкости ухудшаются: уменьшается плотность, теряются антикоррозионные свойства, жидкость становится вязкой при более высоких температурах окружающей среды, чем это указано на упаковке.

Процесс износа жидкости ускоряется в случае попадания в нее примесей (воздуха, выхлопных газов) или от постоянной работы двигателя в экстремальных условиях.

Фактически прошедший с момента последней замены охлаждающей жидкости срок также серьезным образом сказывается на стабильности любого антифриза.

Со временем снижается концентрация присадок, расходуемых в основном на борьбу с коррозией. Нельзя эксплуатировать состарившуюся или ускоренными темпами разрушающуюся жидкость. Пора ее менять, если срок ее эксплуатации истек, или с самой жидкостью происходят неблагоприятные процессы.

Менять ТОСОЛ на антифриз, как и в случае с другими жидкостями нужно, соблюдая следующие правила:

  • поскольку после слива любой жидкости в системе охлаждения всё равно остается около 10% всего ее объема, то стоит промыть систему дистиллированной или другой подготовленной водой для удаления этих остатков;
  • если для чистки использовались определенные химические вещества (муравьиная, щавелевая или соляная кислота, например), то необходимо будет удалить их остатки из системы тоже;
  • если после промывки признаки ржавления системы охлаждения еще остались, то стоит попробовать другие вещества для промывки или вовсе сменить радиатор – отопителя или основной;
  • новый антифриз стоит заливать только после правильно проведенной промывки, и убедившись в целостности всей системы, ведь вместе с антифризом мог быть вымыт герметик или накипь, которые закрывали прохудившиеся участки.

Как заменять тосол на антифриз – порядок действий

Если по тем или иным причинам принято решение о самостоятельной смене охлаждающей жидкости, то нужно обязательно выдержать определенную последовательность действий:

  • поставьте автомобиль на такой поверхности, которой будут не страшны последствия стекания довольно агрессивной в химическом смысле жидкости со всей системы охлаждения;
  • для начала открывается кран радиатора отопительной печки, чтобы в ней или в подходящих к ней шлангах не осталось жидкости;
  • для ускорения слива тосола нужно снять крышку бачка-расширителя;
  • открутить резьбовые пробки на радиаторе и блоке цилиндров (если двигатель еще не остыл, то делать это нужно осторожно, дабы не обжечься) или снять шланг, подходящий снизу к радиатору;
  • навернуть пробки сливных отверстий или надеть шланг обратно;
  • тонкой струйкой влить в систему промывающую жидкость, прокачивая при этом шланг, идущий к радиатору от двигателя, для устранения воздушных заторов в системе;
  • запустить мотор и прогреть до штатной температуры, если в бачок-расширитель или горловину главного радиатора не поступают пузырьки воздуха; дать двигателю покрутить на холостых оборотах около получаса, чтобы жидкость находилась по всей системе достаточно долго для удаления всех мешающих теплообмену налетов;
  • затем следует заглушить двигатель, промыть систему водой и наполнить ее новым антифризом, повторяя прокачку системы при помощи шланга и наблюдая за возможным появлением пузырьков в расширительном бачке.

Можно ли смешивать или разбавлять охлаждающие жидкости?

Аналогичным выглядит вопрос о смешивании и разбавлении моторных масел. Широкие эксперименты на эту тему неизвестны. Есть лишь информация о смешивании конкретных эксплуатационных жидкостей, поскольку именно с ними чаще всего допускается такая ошибка.

В лучшем случае итоговая смесь дает осадок в системе охлаждения. Никаких серьезных последствий, конечно, не выявлено. Однако, не стоит играть с огнем, рискуя повредить сердце автомобиля – его двигатель.

Разбавлять охлаждающую жидкость неподготовленной водой – значит ухудшать свойства, которыми антифриз обладает изначально. Смесь антифриза с водой дает максимальный осадок и накипь, ухудшая теплоотдачу системы охлаждения.

Итак, можно выделить ключевые моменты сравнения антифриза и тосола:

  1. Антифриз и тосол по сути – одно и то же.
  2. Цвет охлаждающей жидкости ничего не означает для ее эксплуатационных свойств.
  3. Называть антифризом только жидкости от зарубежных производителей и считать, что это только исключительно концентрат – правильно.
  4. Тосол – не обязательно плохого качества охлаждающая жидкость. Всё зависит от совести производителя.
  5. Ресурс охлаждающей жидкости зависит от ее конкретной марки и химического состава. По общему правилу замену антифриза производят один раз в два года или через каждые 60 000 км. пробега. Начинающую «стареть» жидкость лучше слить из системы охлаждения и заменить ее новой.
  6. Необходимо соблюдать определенные правила при замене, смешивании или разбавлении антифриза.

Бесплатная консультация юриста

Оставить комментарий

очиститьОтправить

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности