Что такое реверсивное движение?

С реверсивным движением сталкивались не многие автолюбители, так как в России оно встречается на шоссе Энтузиастов и на Волгоградском проспекте в Москве. Учитывая подобную особенность можно сказать, что многие забыли об особенностях реверсивного движения.

Дорога с реверсивным движением позволяет передвигаться в двухЧто такое реверсивное движение направлениях, а очередность проезда регулируют знаки или установленные специальные светофоры.

С реверсивным движением многие встречались при проезде моста, одну сторону которого закрывают при ремонте, а по второй организованно движение в обе стороны при помощи временных светофоров.

В этом случае устанавливаются, как правило, знаки приоритета. Однако при организации реверсивного движения устанавливают специальные знаки, светофоры и наносят определенную разметку.

Как определить, что на полосе организовано реверсивное движение?

Дороги могут полностью отводить под реверсивное движение или они иметь специальные полосы, которые используются для организации движения в обе стороны. Несмотря на то что подобных дорог очень мало, в ПДД четка прописаны правила организации реверсивного движения: имеются специальные знаки, необычные светофоры и довольно неприметная разметка.

Определить изменение правил движения можно :

  1. По установленным знакам. В начале дороги устанавливается знак 5.8, при ее окончании, 5.9. При въезде на нее со второстепенной водителя предупреждает знак 5.10. Вышеприведенные знаки, как правило, устанавливаются на дорогу, которая имеет все полосы реверсивного движения. Если в обе стороны могут двигаться автомобили только по одной полосе, тогда размещают в начале полосы и после перекрестка знак 5.15.7., который определяет направление движения по полосам. Кроме этого под ним могут быть установлены пояснительные таблички, которые указывают время действия знака.
  2. Для подобных полос также была создана специальная разметка. При этом отметим, что именно разметка позволяет понять предназначение полосы, так как знаки при определенных обстоятельствах можно не заметить. Прерывистая двойная линия проводит отделение полосы от других, на которых движение проводится в установленном порядке. Эта разметка 1.9. У этой разметки прерывистая часть в 3 раза короче, чем сплошная. Сложность распознания полосы с реверсивным движением заключается зимой, когда дорогу заметает снегом. В этой ситуации следует обращать внимание на то, как движется поток и установленные знаки, а также специальные светофоры.
  3. Светофоры определенного типа используются для регулирования движения по реверсивной полосе или дороге. Их устанавливают, как правило, на загруженных дорогах. Специальные светофоры могут состоять из двух или трех полей. Горящая зеленая стрелка означает, что на полосу можно перестраиваться, пересекать или ехать по ней. В некоторых случаях указывается желтая стрелка, которая изображена под наклоном. Если она активирована, значит следует перестроиться на свою полосу или съехать при первой возможности на другую дорогую Движение в этом случае разрешено только для того, чтобы дождаться возможности съехать с полосы реверсивного движения. При активном перекрестии красного цвета движение и перестроение на полосу, а также ее пересечение строго запрещено. Если ни одна из секций не активна (то есть не горит), движение по дороге или полосе также строго запрещено.

При создании постоянной полосы или дороги реверсивного движения подобные светофоры устанавливаются практически во всех случаях. Они довольно часто дублируются на протяжении улицы для того, чтобы выезжающие с примыкающих дорог также были проинформированы о возможности движения по полосе или дороге.

Правила движения по дороге с реверсивным движением

Реверсивное движениеНесмотря на то, что с подобными разметками или светофорами встречались не многие, ничего сложного в подобном типе движения нет.

Как правило, полосы с реверсивным движением добавляют на улицы, где наблюдается скопление автомобилей в определенный период. Дополнительная полоса позволяет ускорить поток и избежать пробок.

Если были замечены указанные выше знаки или разметка следует обратить внимание на светофоры или табличку под знаком реверсивного движения.

Если условия знака или сигнал на светофоре разрешает движение, тогда двигаться по полосе можно.

Особое внимание следует уделить ситуации, когда двигаясь по второстепенной дороге, указан знак, что на главной дороге, которая будет пересекаться, есть полоса реверсивного движения. Согласно правилам при повороте направо или налево следует занимать крайнюю правую полосу.

Только после поворота и при разрешающем сигнале светофоре можно занимать полосу реверсивного движения. Также особое внимание следует уделять знакам, которые запрещают поворот.

Если главная улица только пересекается, проезд перекрестка проводиться по общим правилам. Если поворот налево и движение прямо запрещено, тогда придется поворачивать направо и искать место для разворота.

Дорога с реверсивным движением

Подобный метод борьбы с пробками по-разному восприняли во многих странах. В Западной Европе подобные дороги получили большую популярность еще в конце 20 века, в Северной Америке или Австралии насчитывается тысячи дорог, которые имеют полосы реверсивного движения.

Согласно проведенным исследованиям в Америке в денежном эквиваленте экономия для каждого автомобиля составляет 329 000 $ в год. Эта сумма включает как временные потери, так и затраты на топливо. Кроме этого норвежские аналитики проводили свое исследование, результатом которого стал вывод, что реверсивное движение не повышает количество ДТП.

Реверсивное движение на дорогеВ СНГ практики создания подобных магистралей немного.

В Киеве довольно много полос реверсивного движения, однако такое решение вызвало массу дискуссий. Всем известен также печальный опыт ввода реверсивного движения на Тверской улице, когда количество ДТП резко увеличилось.

По мнению аналитиков, подобное явления связано с менталитетом народов СНГ и с небольшим уровнем водительской подготовки многих водителей.

Также аналитический центр проводит исследование на самарских дорогах.

Согласно исследованиям, при грамотном введении реверсивного движения в час пик время проезда сложного участка сокращается на 30%, а общая скорость потока увеличивается на 10 км/час.

При этом общий поток в обе стороны не увеличивается за счет использования кратковременного включения разрешающих сигналов светофоров реверсивного движения в обе стороны.

Современные критерии изменения принципа движения на дорогах определяют целесообразность введения реверсивного движения только в случае маятникового потока, когда в определенное время автомобили скапливаются в одну сторону.

Маятниковое движение принято считать в случае, если количество транспортных средств движущихся в одну сторону превышает на 500 единиц. Кроме того обязательным условиям можно назвать наличие трех и более полос.

Возможность введения подобных дорог в России следует рассматривать с опаской, так как наличие полосы, которая предназначена для движения в обе стороны, требует четкое соблюдение правил. Примером аварийно-опасной ситуации можно назвать следующий пример. На отечественных дорогах многие привыкли «успевать» на желтый сигнал светофора.

В случае реверсивного движения, автомобили при разрешающем сигнале будут не выезжать на перекресток (обуславливает небольшую скорость), а перестраиваться с соседней полосы без снижения скорости.

Если желтый сигнал будет проигнорирован и движение будет продолжено, то при перенаправлении реверсивного движения возможно лобовое столкновение, так как предупреждающий сигнал необходим для того, чтобы дать водителю время на поиск места в соседней полосе (быстро перестроиться не всегда удается при плотном потоке).

Штраф за реверсивное движение

Учитывая редкое применение правил, касающихся реверсивное движение, определенных штрафов за нарушение правил нет.

Именно поэтому на практике штрафы назначают следующим образом:

  1. При нарушении правил проезда перекрестка – около 500 рублей. Нарушением может стать случай, когда игнорировались знаки приоритета и запрета движения в определенном направлении, а также при выезде на среднюю полосу (согласно правилам следует выезжать на крайнюю правую вне зависимости от того, в какую сторону был произведен поворот).
  2. Нарушение правил по пересечению разметки, а также выезд на встречную полосу при запрещающей разметке – 5 тысяч рублей. Как правило, разметка только обозначает особое предназначение полосы, а светофоры и знаки (таблички с ограничением времени) определяют возможность выезда на полосу или ее пересечение.
  3. Объезд препятствия с выездом на встречную полосу – 1500 рублей. В общем, этот штраф назначается в тех же случаях, что и предыдущий, только предусматривает меньшую сумму наказания.

Отсутствие специальных пунктов о наказании при нарушении правил движения по полосе реверсивного движения говорит о том, что  вводить их еще пока рано.

Вышеуказанные штрафы, к примеру, при пересечении запрещающей разметки и выезд на встречную полосу – серьезное нарушение, которое никак не вяжется с реверсивным движением (к примеру, была занесена снегом дорога и знаки не были видны с крайней левой полосы).

В заключение отметим, что рассматриваемый принцип движения позволяет во многих городах уменьшить количество пробок.

Однако, на улицах Москвы движение, как правило, затруднено в обе стороны, что не позволит использовать средние полосы для организации реверсивного движения. Только при грамотном подходе подобное нововведение позволит разгрузить дороги в определенные часы.

Бесплатная консультация юриста

Оставить комментарий

очиститьОтправить

Нажимая "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности